Метал и всё, что из него делают

Историческое значение скифского нашествия в Переднюю Азию

Роль скифского нашествия в истории как Передней Азии, так и Восточной Европы была значительной. Оно привело к установлению более тесных связей между Причерноморьем и странами древнего Востока.
Вполне возможно, что на Северном Кавказе происходило слияние местного населения, говорившего на кавказских языках, с пришельцами — скифами, причём элементы местной культуры переплетались со скифскими. В культуре Закавказья VII—VI вв. до н.э., как сказано, можно отчётливо проследить наряду с элементами переднеазиатскими и местными также и скифские. На Северном Кавказе памятники VIII—V вв. имеют в своём инвентаре наряду с предметами, типичными для местной культуры бронзового века на Кавказе, также и настоящие скифские предметы. Вместе с тем скифская культура в это время сама подвергается сильному влиянию культур древнего Востока и, в частности, урартской. Кавказ в этот период в ещё большей степени, чем раньше, становится тем мостом, по которому восточные влияния проникают далеко на запад. Кавказские бронзовые сосуды VI в., обладающие весьма типичной формой, обнаружены на пространстве от подошвы Арарата до правого берега Днепра, несколько ниже Киева. Скифский художественный орнамент на бытовых предметах (так называемый «скифский звериный стиль»), распространившийся в последующий период в степной полосе от Чёрного моря до Монголии, имеет определённые связи с искусством горных племён Западного Ирана. Влияние древнего Востока, преломлённое сквозь призму кавказских традиций, глубоко проникает в это время в культуру скифских степей.
С другой стороны, скифское нашествие оказало определённое влияние и на Переднюю Азию. Скифы и киммерийцы ввели новую массовую конно-стрелковую тактику; скифы способствовали широкому распространению нового типа стрел — с гранёными бронзовыми наконечниками со втулкой. Эти стрелы позволяли намного повысить эффективность стрельбы из лука. С VII в. до н. э. скифские стрелы были в употреблении у мидян и народов Средней Азии, а потом быстро распространились и среди других народов древности.
Скифское нашествие, расшатывая силы старых держав Востока, способствовало их разрушению, что в свою очередь подготовляло почву для создания новых крупнейших рабовладельческих держав — Мидийской и Персидской.

Тавры (греч. ??????, ??????) — народ, населявший в древности горные и предгорные районы Таврики (нынешний Крым). Упомянуты в трудах греческих и римских историков и географов. Первые упоминания — VI в. до н. э., последние — I в.. К этому времени смешались со скифами и обычно назывались «тавроскифы» (греч. ???????????, ?????? ??????, ???????????).
Точно не известно, на каком языке говорили тавры, хотя делались попытки отнести его к индоиранским либо абхазо-адыгским языкам.
Тавры, на определённом этапе существования, соответствуют археологической Кизил-кобинской культуре.
Сведения античных авторов и эпиграфики. История тавров
Впервые о таврах упоминает Геродот, в рассказе о скифо-персидской войне .Тавры были среди тех народов, которые отказали скифам в помощи против персов. Относительно мест обитания тавров сообщается, что они живут в горной местности на полуострове, вдающемся в Понт, между Керкинитидой и Херсонесом Скалистым (Керченским проливом). Эллинов и мореходов, попавших к ним в плен, они приносят в жертву своей богине Деве, в которой некоторые греки видели Ифигению. Пленников ударяли дубиной по голове и сбрасывали в море или, по другим сведениям, закапывали в землю. Захваченным в бою врагам отрубают головы и выставляют их вокруг дома на высоких шестах в качестве охранителей. «Живут тавры грабежом и войной», заканчивает Геродот. Таврский царь (или цари) присутствовал на совете племён перед вторжением персов.
В найденном в Херсонесе декрете в честь полководца Митридата Диофанта, относящемуся ко II в. до н. э. упомянуто, что были подчинены тавры, жившие где-то около Херсонеса. Царь Боспорского царства Аспург, судя по ряду надписей, в начале I в. подчинил многие окрестные племена, в том числе и тавров.
В дальнейшем наши сведения о таврах чрезвычайно разрозненны. Обычно они упоминаются в связи с их дикостью и жестокостью. Страбон пишет, что в гавани Симболон (Балаклава), недалеко от Херсонеса собирались их банды и грабили корабли. Тацит упоминает о гибели в 49 г. в земле тавров части римских воинов, ставших жертвами кораблекрушения, в том числе префекта когорты. Аммиан Марцеллин также говорит о свирепости этого племени, и даже о том, что римская чернь ревёт подобно таврам. Он также указывает, что три таврских племени — арихи, синхи и напеи наиболее злобны. Относительно обычая жертв Деве, которую также называют Орсилохой, Аммиан сообщает, что жертв закалывают, а их головы прибивают на стены храма «как вечные памятники славным деяниям».
На территории Херсонеса найдены надгробия с указанием о том, что покойный был убит таврами, а на территории Боспорского царства на некоторых надгробиях написано, что сам умерший был тавром.
В целом, античные источники живописуют нам тавров как грубый, опасный и жестокий народ, обитавший в Крымских горах. Можно предполагать их деление на разные племена, возглавляемые вождями. Поклонение Деве было воспринято от тавров и жителями Херсонеса, конечно, без сопутствующих жертвоприношений.

Posted in Археология


Добавить комментарий